Шаман, класс при появлении которого одни маги и друли начали безудержно рыдать от зависти и страха за свое будущее в проекте, а другие – бить себя пяткой в грудь и кричать что все вокруг нубы кроме них самих. Так давайте попробуем разобраться в том, что же на самом деле представляет собой клас шаманов, настолько ли он всесилен и непобедим как описывают его в некоторых статьях и что нужно для того чтобы результативно играть шамом. Для начала нужно разобраться со скилами . Что умеют шамы? Станят, рутят, вешают кровоток, замедляют, уменьшают результативность хила и откат хирки, увеличивают результативность хила и откат хирки, ослепляют, хилят все пати, снимают с себя дебафы… а ещё очень больно бьют (конечно если это фулл-инт шамы).Все это хорошо, но самое главное достоинство шамана – это хороший выбор масс скилов, каждый из которых вешает на противника один из дебафов. В связи со всеми этими радостями любой клас должен считать шамана серьйозным противником в пвп.
Билды Шаманов
Фулл-инт билд.
Статы распределяются так: Сила под шмот, всё остальное в Интуицию.
Шмот: робники
+ : огромный урон, очень большой крит, очень большой маг деф
- : мало хп, больший расход денег из всех билдов (хирки жизненно необходимы), низкий физ деф, требует хорошей заточки.
Камни в шмот: есть 2 варианта: 1 – если вы достаточно быстры и проворны в управлении персом – ни один моб к вам не добежит, а значит камни на ХП. Я бы сказала дорого – но сердито, с камнями на хп никакие аое маг боссы проблем вам не принесут, ну а физ боссами будут заниматься оборы, ваше дело не сагрить (чередуя скилы с дотами по откату вы никогда не сорвете с танка босса). 2 – если вы привыкли делать то что говорят другие – ставьте камни на физ деф. Мое личное мнение – сколько бы и каких камней вы туда не напихали, критично увеличить физ деф у вас все равно не получится а значит это потраченные деньги. Единственный вариант где могут помочь такие камни – pvp с лучником, хотя и это сомнительно.
Итого: самый сложный но самый результатиынй билд. Играбелен только с прямыми руками.
Коновый билд.
Статы распределяются так: Силу и Инту под робу и оружие, все остальное в Выносливость.
Шмот: робники.
+: много хп, под фулл бафом и белой вуду вы вполне можете танковать.
-: очень низкий показатель урона.
Камни в шмот: только физ деф. Вариант хп отпадает сам собой так как хп у вас и так хватает.
Тяжелый (хэви) билд.
Статы распределяются так: Силу и Ловкость под шмот, Интуицию под оружие, остальное в Выносливость.
Шмот: Хэви (танковый)
+: много физ дефы, в защитной сутре практически не убиваемый.
-: мало маг дефа, в атак-вуду умирает от первой плюхи мага.
Камни в шмот: магдеф или физдеф.
Личное мнение: на самом деле играбельным является только первый, фулл-инт билд. Дело шамана не танковать а наносить как можно больше урона.
Сеты.
У многих шаманов приблизительно с 50-го левела встает вопрос какой сет собирать? На крит или на пение? Здесь однозначного ответа нет. Лично я имею оба варианта шмота, но ношу в основном критовой сет. Почему? Во-первых потому что скорость атаки у шама сама по себе довольно большая, во-вторых потому что имеется скил Душа прилива который и дает это самое пение. Обязательно должна отметить что сет на пение все таки имеет право на жизнь в основном для саппорт-шамов. И ещё хочу развеять миф о том что собирать сет на пение шаму смысла нет потому что анимация скилов не режется. АНИМАЦИЯ СКИЛОВ РЕЖЕТСЯ! Поэтому поклонники пения могут радостно хлопать в ладоши, надевать сет на пение и идти тестить новую радость.
Скилы Шамана
Как говорится – пока не сделаешь сам – толку не будет. Долго искала толковое описание скилов шамов, да так и не нашла. На официальном форуме описание писалось ещё тогда? когда скилы были коряво переведены, в результате там довольно много инфы не соответствует действительности. Решила взяться сама, результат предоставляю вашему вниманию :
Начнем с гордости шамов – Режимы Вуду:

Время действия: 15 минут.
Начальный левел: 9
Рай: +11 к защите
Ад: -3% пения на 15 мин.
Личное мнение: Отлично спасает в экстренных ситуациях. Стоит качать однозначно. Умелая балансировка между черной и белой вуду позволит шаму выстоять в любом pvp.

Время действия: 15 минут.
Начальный левел: 9
Личное мнение: Черная вуду – моя вуду. Дамаг невероятно сильный, насколько бы не была слаба ваша физ.защита – ни один физ моб просто не успеет к вам подбежать. Комбинация Стан (Проклятье духов земли) – удар – заморозка (оковы льда)- удар-удар – повторить по надобности ещё никогда меня не подводила, ни в мобокаче, ни в PVP.
Рай: ещё +3 к показателю атаки.
Ад: атаку оставляет на том же уровне, зато добавляет +3 защиты.
Основные удары:

Начальный левел: 1
Личное мнение: один из основных ударов. Нужно качать в первую очередь. Замедлялка очень помогает.
Рай: сильнее замедляет цель.
Ад: -20% Чи у противника

Начальный левел: 1
Личное мнение: один из основных ударов. Нужно качать в первую очередь.
Рай: 20% вероятности получить 30 единиц Чи.
Ад: + 361 к урону.
Доты (удары с растянутым уроном):

Начальный левел: 19
Личное мнение: Урон довольно мал, юзаю только на боссах.
Рай: +1200 урона.
Ад: Время нанесения урона режется до 12 сек, за счет чего каждый тик наносит больше урона.

Начальный левел: 29
Личное мнение: Урон довольно мал, юзаю только на боссах.
Рай: +1200 урона.
Ад: Как и в Потоке, время нанесения урона режется до 12 сек, за счет чего каждый тик наносит больше урона.
Масс-скилы (АОЕ):

Начальный левел: 59
Личное мнение: Отличный скил. Станит как мобов так и персов. В PVP если успеть юзануть его до первой атаки противника – практически 100% победа. Максить как можно быстрее.
Рай: дает 50% вероятности не потратить Чи на атаку.
Ад: увеличивает радиус АОЕ атаки до 8м.

Начальный левел: 39
Личное мнение: Отличный скил против физ противников + сильный дамаг. Обязательно максим. Вероятность заморозки конечно ниже чем стана в Проклятье духов земли, но по своему опыту скажу что срабатывает он очень часто.
Рай: +2 секунды заморозки.
Ад: +15 % заморозить.

Начальный левел: 39
Личное мнение: Довольно сильный дамаг. Толку от понижения точности честно говоря не заметила, но максить нужно, шам без аое атак никакой шам, так что максим сразу после остальных масс скилов.
Рай: +2 метра к радиусу аое.
Ад: +20 % к шансу понизить у цели сопротивление к стихии земли на 20%.

Начальный левел: 29
Личное мнение: Не смотря на то, что замедлялка на этом скиле абсолютно бесполезная (смысл замедлять тех кто стоит рядом с вами?! Хотя конечно если успеть юзануть слово истины на джине то вполне можно сбежать… но как по мне – сомнитено ), пушка – незаменимый скил. Даже если вы попадете в толпу мобов – вполне может вас спасти. Кроме того, если ходить в пати со «своим», постоянным тигрой которому вы доверяете, можно подходить вплотную к боссу и спокойно дамажить им нанося максимальное количество урона. Если тигра будет хорошо кусать – босса с него вы не сорвете, а убьете его намного быстрее – проверено. Максим как можно быстрее.
Рай: дает 30% шанс кинуть 3 секунды рута на противника (уже прикольнее замедления, но тоже не айс, ибо от рута дамажить по вам мобы не перестанут).
Ад: дает 50% шанс кинуть на противника водяной ДОТ на 4518 урона на 6 секунд.

Начальный левел: 59
Личное мнение: Докачавшись до 82 левела однозначного мнения по поводу этого скила так и не составила. Кровоток проскакивает довольно редко, совсем не с той вероятностью которую нам обещают разработчики. Урон конечно большой, но тратить на него 2 Чи тож не особо хочется, если кровоток и срабатывает – то тики длятся совсем не 9 секунд а на боссах урон который должен быть равный силе духа – едва достигает 2к при том что СД=11к. Сколько раз пыталась протестить его в PVP - ни разу кровоток не сработал. Конечно может мне так катастрофически не везло, все может быть.
Рай: 50% что на скил потратится 1 Чи вместо 2 Чи.
Ад: +20% к урону от СД.
Прерывание скилы + отталкивалка :

Начальный левел: 19
Личное мнение: Отличный и крайне нужный для шама скил. Качать в первую очередь. Прерывалка хороша как в индивидуальном каче так и в пати как помощь танку на тех же Клонах в ХХ. Поверьте, нормальный танк скажет вам спасибо и не один раз когда вы прервете повторный скил босса когда у обора не откатилась лапа. Важный момент – боссов отталкивалка не отбрасывает, поэтому можете юзать его не боясь получить по шее за срыв агра. Единственное – непонятно работает в данжах и ХХ, толкалка работает на минимальном количестве мобов.
Рай: Расстояние каста увеличивает с 10 до 13 метров.
Ад: дает 30% вероятность добавить вам на 4 секунды 50% крита.
Дебафы:

Начальный левел: 49
Личное мнение: Отличный дебаф. Хорошо помогает как в PVP так и на боссах. Качаем как можно быстрее.
Рай: +2 секунду к времени действия.
Ад: -5 секунд к откату.

Начальный левел: 49
Личное мнение: Незаменимый дебаф против маг мобов (на боссов не действует) и конечно против маг классов в PVP.
Рай: +3 секунды к длительности.
Ад: ещё +20% к пению у противника.
Бафы:

Время действия: 10 мин
Начальный левел: 9
Личное мнение: Хороший баф, единственный минус – откат равен времени действия, то есть кинув на себя Наказание – больше ни на кого его кинуть вы не сможете. Количество маны которое сьедается бафом шаму вобще не заметно, но кидая на танка без предупреждения рискуете услышать о себе много нового когда на боссе у него неожиданно закончится мана и он не сможет агрить дальше. Поэтому лучше ходить с танком который носит с собой большое количество банок и убивать физушных боссов хоть немного но быстрее чем обычно. На АОЕ боссах кидать Наказание нужно только на себя.
Рай: перестает сниматься мана вообще.
Ад: +4% к урону от Силы Духа.

Время действия: 10 минут.
Начальный левел: 39
Личное мнение: Срабатывает довольно часто, особенно хорошо видно когда заточение висит на танке на боссе.
Рай: увеличивает время действия Несогласия до 5 секунд.
Ад: на 20% увеличивает вероятность срабатывания печати.

Начальный левел: 59
Личное мнение: Отличный баф. Для примера – очень хорошо помогает на Лошади в ХХ снимая дебаф на уменьшение максимального количества хп.
Рай: добавляет 2 секунды физ иммуна
Ад: дает 20% не потратить Чи.

Время действия: 30 секунд.
Начальный левел: 59
Личное мнение: Невероятно нужный скил против магоботов, отражает все дебафы посланные в вас. Кроме того в PVP с друлей, под отражением феня загибается за считанные секунды получая свой же кровоток в обратку. Сон приста отражается точно так же, при этом прист заснет сам а вы будете тыкать в него пальцами и довольно смеяться. Качаем как можно быстрее.
Рай: хилит вас на 15% от вашего макс хп.
Ад: урон и отражение повышается до 50% от вашего СД.

Время действия: 30 секунд.
Начальный левел: 29
Личное мнение: Неплохой баф против физ противников.
Рай: увеличивает время стана.
Ад: увеличивает время стана.

Начальный левел: 59
Личное мнение: Стоящий скил. Юзаю постоянно, под ним шам превращается в мегапулеметчика, лупит с такой скоростью, что анимация вообще не прорисовывается, а учитывая, что он ещё и силу атаки добавляет - получается мегавкусняшка.
Рай: ещё на 3 секунды уменьшает время произнесения заклинаний.
Ад: + 20% крита на 15 секунд.
Уникальные бафы\дебафы:

Время действия: 1,5 минуты
Начальный левел: 39
Личное мнение: Скил нужный только для PVP.
Рай: + 1 секунда к откату хирки у врага.
Ад: ещё -5% от хила приста, и -10% от хила банками

Время действия: 1,5 минуты.
Начальный левел: 44
Личное мнение: Отличный баф. Пригодится как для личного пользования так и для пати. Любой пряморукий танк скажет вам огромное спасибо и будет с удовольствием «сотрудничать» с вами и дальше, если вы будет на боссе по откату кидать на него цветение, уж очень заметный эффект. Качайте как можно скорее, не пожалеете.
Рай: ещё на секунду уменьшает откат хирки.
Ад: ещё +5% от хила приста, ещё +10% от хила банками.
Хилл:

Начальный левел: 24
Личное мнение: Не раз спасал меня в экстренных ситуациях, да и пати спасал, лишний реген никому не помешает, тем более что он не сбивает реген приста – а суммируется с ним. Единственный минус – длинный откат.
Рай: кроме регена снимает со всей пати все дебафы.
Ад: откат с 30 секунд уменьшается до 25.
Пассивки:

Начальный левел: 29
Личное мнение: Любую пассивку нужно максить побыстрее.
Рай: +5% к урону.
Ад: +1% крита.

Начальный левел: 29
Личное мнение: Любую пассивку нужно максить побыстрее.
Рай: +5% к урону.
Ад: +1% крита.
Рыбоформа:

Начальный левел: 9
Личное мнение: Нужен только если нужно кого-то догнать или быстро удрать, если рядом есть вода. Я не максила, пока дух нужен на более важные вещи.
Рай: +20% к скорости плаванья.
Ад: +3 к показателю защиты.


